Аналитика 08.08.2018 751

Саид Галибаев: Практические сложности возврата НДС

Налоговые органы Республики Казахстан идут в ногу с международными тенденциями, применяя СУР при выборе налогоплательщиков для проведения камерального (удаленного контроля через налоговые декларации), выездных налоговых проверок и возврата налога на добавленную стоимость (НДС).

Налоговая СУР для целей НДС направлена на предупреждение излишнего, то есть незаконного возврата НДС экспортерам. В соответствии с положениями Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (НК РК) возврат НДС производится, если плательщик НДС осуществляет постоянную (более трех кварталов подряд) реализацию товаров, работ, услуг на экспорт, при которой такой оборот (доход) в квартал составляет не менее 70% в общем облагаемом обороте. При этом, сумма НДС, требуемая к возврату экспортером, складывается из суммы НДС, ранее уплаченной его непосредственными поставщиками, а также поставщиками поставщиков. То есть, фактически, НДС собирается на нескольких уровнях цепочки поставок товаров, работ и услуг.

Исходя из существующей системы НДС, налоговые органы, руководствуясь определенными критериями, определяют рискованность экспортера посредством присвоения баллов и при необходимости проверяют всю цепочку поставщиков, иногда доходя, например, до 28 уровня. Помимо присвоения балов важным фактором при помещении налогоплательщика в зону риска является наличие в его деятельности признаков уклонения от уплаты налогов, так называемых «схем». Впоследствии в отношении компаний, помещенных в зону риска, налоговые органы формируют аналитический отчет «Пирамида по поставщикам». По результатам подготовленного аналитического отчета налоговыми органами направляется уведомление в адрес прямых и опосредованных поставщиков на устранение выявленных нарушений. При этом, определяется сумма НДС, подлежащего возврату экспортеру непосредственно. Таким образом, введение в налоговом законодательстве СУР позволило усилить контроль над предприятиями с высокими налоговыми рисками, уменьшить затраты времени на проведение налоговых проверок на местах и увеличить отдачу от них, повысив их эффективность.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СУР

Казалось бы, идея СУР, приведенная выше, является более чем справедливой и понятной, при которой не возникали бы споры. Вместе с тем, внедренная система стала яблоком раздора между налоговыми органами и экспортерами.

В настоящее время фактическая вероятность получения возврата НДС экспортерами среднего и малого размера является очень низкой. То есть их проекты «дорожают» на 12%, что не учитывается в экономике инвестиционного проекта, когда компания входила на рынок Казахстана.

Если говорить о крупном бизнесе, то 300 крупных налогоплательщиков, список которых утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан, имеют право получить 70% возврата НДС автоматически, по требованию. Однако, оставшиеся 30% НДС возвращаются только после налоговой проверки всех 100% НДС. При этом, возбуждаются уголовные дела в отношении экспортеров, а также начисляется пеня в случае, если часть ранее полученного НДС была возвращена налоговыми органами в завышенном размере. Таким образом, фактически все категории налогоплательщиков имеют трудности и проблемы, связанные с возвратом НДС.

Споры и проблемы, вытекающие из них, начинаются в тот момент, когда налоговые органы начинают трактовать Правила применения СУР. К примеру, одним из критериев, указанных в Правилах, является «Осуществление сделок за последние 5 лет с налогоплательщиками, не представляющими или представляющими нулевую налоговую отчетность (10 баллов)». Исходя из буквального толкования и самого смысла данного критерия, как мы полагаем, законодатель имел ввиду анализ поставщика на момент осуществления сделки. Другими словами, не представил ли контрагент налоговую отчетность по НДС и/или представлял ее с нулевым результатом. При отсутствии отражения НДС в отчетности контрагента рассмотрение сделки в качестве рискованной является обоснованным с соответствующим начислением 10 баллов из 35 потенциальных.

Однако, налоговые органы при применении данного критерия несколько иначе смотрят на ситуацию, не принимая во внимание момент времени осуществления сделки. Например, Вы осуществили сделку с Вашим поставщиком в 2013 году, и фактически товар был получен (услуга оказана и т.п.) в 2013 году. Позднее, в 2015 году, то есть через два года после Вашей сделки, по каким-либо причинам (объективным или субъективным) Ваш поставщик сдает нулевую отчетность за 2015 год. Налоговые органы, несмотря на период осуществления самой сделки, сочтут Вас рискованным по данному критерию. Другими словами, налоговые органы, с помощью данного Постановления перекладывают функцию администрирования поставщиков экспортеров на плечи самих экспортеров, которые все-таки хотят получить возврат НДС. В случае, если экспортёр хочет реализовать своё право на возврат НДС, он, помимо своих прямых обязанностей (отчитываться и платить налоги в бюджет), также должен следить за тем, чтобы все непосредственные поставщики своевременно и в полном объёме представляли свои налоговые отчётности. При этом, такая отчетность должна быть с начислением НДС. В противном случае, при несоблюдении данного правила Вы будете признаны рискованным налогоплательщиком с соответствующим начислением баллов по критериям СУР.

Фактически и практически экспортеры не могут осуществить такой надзор за своими поставщиками, что означает потенциальное начисление балов по данному критерию всем экспортерам.

Выше мы привели описание только одного критерия. Постановление содержит 16 (!) таких критериев, что служит определенным сигналом сложностей возврата НДС экспортерами. В рамках каждого критерия можно брать от 5 до 20 баллов. Совокупно, высоковероятно, что это будет более 35 баллов, что повлечет применение анализа по «Пирамиде», то есть проверку всех косвенных поставщиков.

Помимо анализа через призму 35 баллов, важным фактором при отнесении налогоплательщика к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, является наличие в его деятельности признаков уклонения от уплаты налогов путем применения определенных схем, установленных Правилами СУР. При этом признаками уклонения от уплаты налогов являются: 1) заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; 2) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, что является превышением НДС.

Таким образом, для применения данного положения необходимо, чтобы при проведении налоговой проверки было достоверно установлено, что непосредственный поставщик: заключил сделку, но не поставил товар, работу, услугу; заключил сделку, с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога. Однако, на практике налоговому инспектору достаточно просто «усмотреть» признак уклонения от налогов, что автоматически будет признавать Вашу компанию рискованной. При этом, налоговому органу совершенно не обязательно доказывать свои подозрения документально, достаточно просто прописав в акте тематической проверки, что у компании были усмотрены признаки уклонения.

Тогда как, исходя из буквального толкования данного пункта следует, что под указанные выше схемы не подпадают налогоплательщики, у которых: имеются все первичные документы (счета, акты, договора, оплата и т.п.) на поставку товаров, работ, услуг; стоимость данных товаров не превышает рыночную, т.е. отсутствует факт увеличения добавленной стоимости товара. При этом, в законодательстве для целей внутренних операций не определено определение рыночной цены. Указанный термин определяется только для целей трансфертного ценообразования при осуществлении международных операций; данные товары, работы, услуги отражены как в бухгалтерском учете, так и в налоговых декларациях.

Таким образом, отнесение налогоплательщика к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, является правомерным только при соблюдении вышеуказанных условий. Как видно из вышеизложенного, действующая система применения СУР делает процедуру возврата НДС практически очень сложно реализуемой, что негативно сказывается на экономике проектов экспортеров.

Мы полагаем, что в сложившейся ситуации требуется доработать законодательство, либо изменить порядок толкования существующих Правил СУР, с целью устранения данных «перегибов».