Таможенные проверки: Как бизнес может минимизировать риски

Автор: Николай Ефимчук

Управляющий партнер Dasco Business Support

20200411

Заблаговременная подготовка и постоянный мониторинг таможенных операций избавит от затрат

В 2019 году деятельность органов государственных доходов характеризовалась повышенными обязательствами в части сборов по налогам и таможенным платежам. В сфере таможенных правоотношений для бизнеса это обернулось многочисленными проверками как в камеральном режиме, так и в режиме выездной таможенной проверки. Результатом таких проверок стали существенные доначисления таможенных пошлин и налогов на состоявшийся импорт за пятилетний период внешнеэкономической деятельности многих предприятий.

«Неподъемные» доначисления — угроза для декларантов

В условиях электронного декларирования, когда на этапе таможенной очистки не представляются документы, на основе которых заполнена декларация на товары, риск идентификации таможенным органом нарушений возрастает. Так как таможенный орган на этапе таможенной очистки уже не подтверждает поданную декларацию на товары своей печатью, как это было еще два года назад, ответственность за достоверность заявленных сведений полностью лежит на декларанте.

Идентифицировав нарушение, таможенный орган выставляет декларанту уведомления о доначислениях и со стороны таможенных органов следует применение принудительных мер взыскания, таких как ограничение расходных операций по счетам плательщика, ограничение в распоряжении имуществом и другие, которые могут парализовать деятельность компании.

Для многих предпринимателей подобные проверки стали «неподъемными» с точки зрения возможности погашения предъявленных к уплате сумм доначислений и пени, поставив под угрозу их дальнейшую хозяйственную деятельность.

Наравне с участниками внешнеэкономической деятельности, в призму особого внимания таможенных органов попали и таможенные представители (брокеры), которые по закону несут солидарную обязанность по уплате таможенных платежей вместе с декларантами, интересы которых они представляют во взаимоотношениях с таможенными органами. При этом, таможенные представители, получившие «письма счастья» от органов государственных доходов, заведомо находясь в неравном положении с декларантом, практически не имеют шансов на обжалование выставленных уведомлений о погашении задолженности, которая образовалась по результатам проведенных проверок участников внешнеэкономической деятельности.

Как минимизировать риски?

Сталкиваясь на протяжении последних полутора лет с подобными случаями наших клиентов, мы можем констатировать ряд проблем, которые, по нашему мнению, должны быть изучены бизнесом с целью предотвращения негативных последствий. Профилактические меры, принятые до начала таможенной проверки, а также правильные действия во время ее проведения и при обжаловании ее результатов, могут минимизировать риски.

Во-первых, одной из важной составляющей является фактор времени. Своевременное реагирование на действия должностных лиц органов государственных доходов и правильная постановка вопроса может существенно снизить риски по доначислению и взысканию предъявляемых сумм. Для каждого действия таможенного органа по проверке документов и сведений в отношении декларирования товаров, а также действий проверяемого лица предусмотрены конкретные сроки. Это касается процедуры назначения и проведения проверки, уведомления декларанта о ее проведении, предоставления документов декларантом по запросу таможенного органа, завершение проверки и предоставление декларанту акта и уведомления по ее результатам и т.д. Тем самым, как таможенный орган, так и декларант обязаны соблюдать соответствующие сроки, предусмотренные законом для совершения тех или иных таможенных операций. При этом, как показывает практика, в случаях, когда таможенные органы нарушают сроки в отношении определенных процессуальных действий, это, как правило, не влияет на вынесенные им решения.

Напротив, если процессуальные сроки не соблюдаются декларантом, это рассматривается, в большинстве случаев, как нарушение, влекущее для декларанта негативные последствия. К примеру, часто нарушения со стороны декларанта сроков предоставления документов и сведений по запросу таможенного органа, сроков подачи жалоб на вынесенные решения не позволяют в дальнейшем оспорить неверно принятые решения органов государственных доходов. Поэтому своевременно предоставленные ответы и реагирование на процессуальные действия должностных лиц являются важными для обеспечения полноты и объективности при рассмотрении конкретной ситуации, связанной с доначислением таможенных пошлин и налогов.

Второй немаловажный момент — это качество подготовки документов. Правильно подготовленные документы и информация, качественно составленное пояснение той или иной ситуации, по которой осуществляется проверка, является значительным фактором для положительного исхода проверки в отношении декларанта. Необходимо с должной ответственностью подходить к подготовке передаваемой таможенному органу документации и информации, правильно ее комментировать во избежание неверной интерпретации органом государственных доходов, избегать предоставления ненужной информации или информации, которая может дать неверное представление о деятельности декларанта.

К примеру, на этапе камеральной таможенной проверки таможенный орган направляет декларанту запрос о предоставлении документов и сведений в отношении конкретного факта декларирования товаров. Перечень предлагаемых к представлению документов может быть достаточно большим и включать, например, документы экспортера, которых у декларанта может не быть. Это не означает, что непредставление подобных документов является нарушением. В данной ситуации необходимо правильно дать пояснения, почему такие документы отсутствуют в ведении декларанта и представить другие аргументы, которые могут пояснить возникающий у таможенного органа вопрос относительно правильности декларирования.

Претензии к бизнесу в большинстве — однородны

Анализируя акты проверок таможенных органов, мы наблюдаем, в большинстве случаев, однородность предъявляемых претензий к бизнесу в части декларирования ранее ввезенных товаров. В основном это связано с обоснованностью заявленной таможенной стоимости, правильностью проведенных корректировок таможенной стоимости и проверок ее достоверности на этапе таможенной очистки.

Во многих случаях к уже проведенной в рамках таможенной очистки корректировке таможенной стоимости на основе рекомендаций системы управления рисками таможенных органов, на этапе пост-таможенного контроля предъявляются новые требования о дополнительных суммах таможенных платежей. Они, по мнению таможенного органа, должны быть уплачены в бюджет в связи с неверным определением таможенной стоимости как при заявлении ее декларантом, так и по проведенным ее корректировкам. Тем самым, на примененный, как привило, шестой (резервный) метод определения таможенной стоимости в процессе декларирования, в процессе таможенной проверки применяется повторно шестой метод, с увеличенной суммой по другим декларациям на товары, рассматриваемых таможенным органом по признакам идентичности и однородности. Такая же ситуация имеет место и при проведении дополнительных проверок таможенной стоимости, начатых на этапе выпуска товаров и завершаемых после выпуска.

Здесь необходимо отметить, что подобный подход таможенного органа является противоречивым и не соответствующим общим принципам таможенной оценки, принятых в рамках Соглашения по статье VII Генерального соглашения по тарифам и торговли. В определенных случаях подобных действий со стороны таможенного органа приводятся доводы, что на этапе таможенной очистки корректировка таможенной стоимости проведена с нарушениями и не подтверждена документально. Данный аспект необходимо подробно исследовать, поскольку подобные претензии основаны на анализе документации таможенным органом и для его оспаривания необходимы конкретные доказательства.

Другой, по нашему мнению, неверный подход отдельных должностных лиц таможенных органов при проведении проверок — это применение в качестве обоснования необходимости проведения дополнительных начислений таможенных платежей наличие признаков возможного неверного определения таможенной стоимости. По результатам ряда проведенных проверок таможенной стоимости мы наблюдаем вменение органами государственных доходов в вину декларантам наличие признаков возможного недостоверного декларирования. Например, расхождение ценовой информации о товарах, имеющейся в распоряжении таможенного органа с конкретной стоимостью товаров, указанных декларантом в декларации на товары, принимается таможенным органом как доказанный факт недостоверного декларирования таможенной стоимости при таможенной очистке.

Вместе с тем, в соответствии с таможенным законодательством, подобные признаки могут служить лишь основанием для проведения контроля таможенной стоимости (проверки). Только после проведения проверки заявленной таможенной стоимости путем запроса документов и сведений, проведения камеральной или выездной таможенной проверки, и лишь при неспособности декларантом обосновать заявленную им стоимость в декларации, возможно производить соответствующие доначисления, основанные на четком, последовательном применении всех предусмотренных законом методов таможенной оценки.

Каждая ситуация требует конкретных действий

Применение же самих методов таможенной оценки таможенными органами также порой вызывает удивление. Вопреки необходимости использования четкой последовательности методов таможенной оценки, которых по принятым международным правилам шесть, таможенный орган зачастую использует только два. Первый – основанный на цене сделки с ввозимыми товарами и шестой (резервный), который может быть очень гибким с точки зрения использования различных источников информации о стоимости ввозимых товаров.

Необходимо отметить, что и предприниматели не часто используют предоставленные им возможности заблаговременной подготовки соответствующих дополнительных источников информации, которые возможно использовать как сравнительные величины, обосновывающие правильность заявленной таможенной стоимости по импортируемым товарам. Такими источниками для сравнения, например, являются подготовленные до проведения контроля таможенной стоимости внутренние политики в компании по определению цены товара на основе методов сложения (себестоимость +) или вычитания (реализация -). Применение подобных методик является доказательством правильности заявленной декларантом таможенной стоимости при таможенной очистке.

Этот, далеко не полный перечень проблемных вопросов, возникающих в рамках проведения таможенных проверок, является причиной часто возникающих споров относительно правильности декларирования и полноты уплаты таможенных платежей между предпринимателями и органами государственных доходов.

Необходимо отметить, что сложно найти один рецепт для устранения подобных негативных проявлений. Каждая ситуация требует подробного рассмотрения и определения конкретных действий.

Однако надо помнить, что, как театр начинается с вешалки, так и правильное декларирование начинается с предварительной проработки вопросов таможенной логистики, подготовки документации и обоснования правильности таможенной стоимости и классификации, вопросов нетарифного регулирования и т.д. Заблаговременная подготовка и постоянный мониторинг таможенных операций позволит минимизировать необоснованные и неоправданные затраты.

В условиях же, когда таможенное декларирование уже завершено, но предприниматель не чувствует полной уверенности, эффективным инструментом предотвращения и устранения нарушений является внутренний таможенный аудит в компании, о котором мы можем поговорить в следующих публикациях.