Решение Президента будет настоящим экзаменом на зрелость для общества, казахстанских элит и государственной системы

Автор: Дармен Садвакасов

Управляющий партнер Dasco Consulting Group

20200320

Новый этап будет интересным и с точки зрения казахстанской ментальности

Экспертным мнением о сложении Нурсултаном Назарбаевым полномочий президента Республики Казахстан поделился экономист, управляющий партнер DASCO Consulting Group Дармен САДВАКАСОВ.

— День 19 марта 2019 года навсегда войдет в историю Казахстана. Нурсултан Назарбаев возглавил страну в эпоху перестройки в СССР, когда в Союзе уже накопились различные сложности. Через реформы руководство Советского Союза пыталось изменить внутренние системы управления. Тем не менее, на фоне усиления экономических и политических вызовов Союз развалился. Казахстан получил независимость, а Нурсултан Назарбаев стал Первым Президентом страны.

Первая половина 1990-х годов была одним из самых сложных периодов в истории Казахстана. Требовалось изобретательное управление внутри страны, искусное налаживание внешних связей. В тот момент страна находилась в сложной ситуации, с не работающими предприятиями на фоне разорванных экономических связей, высокой безработицей и резким снижением уровня жизни.

Требовалась рука сильного, решительного управленца, подготовленного кризис-менеджера. Лидеру было необходимо иметь умение находить компромиссы в диалогах любого уровня, от общения с шахтерами на площади в Караганде до переговоров с главой Белого дома в Вашингтоне.

Отдельно необходимо выделить стратегическое решение о переносе столицы в Астану в середине 1990-х годов. Несмотря на наличие серьезного сопротивления в элитах, искренней любви людей к красоте и гармонии прежней столицы Алма-Аты, перенос главного города в Астану позволил решить ряд серьезных стратегических задач, в числе которых обеспечение миграции населения из густонаселенных южных регионов в менее населенные северные, создание экономических и политических балансов.

Кроме того, перенос столицы задал значимый импульс развитию экономики, сгенерировав большое количество новых рабочих мест, повысив спрос на строительные материалы и услуги, продукты питания, что выступило экономическим драйвером до последующего периода динамичного роста за счет нефтяного сектора.

Постепенно страна выходила из сложнейшего экономического кризиса, значительно улучшились социальные условия, ликвидирована организованная преступность, наведен порядок на улицах наших городов. За это время страна обрела собственную валюту, Конституцию и законодательство.

Тогда же была запущена беспрецедентная программа обучения «Болашак», благодаря которой порядка полутора десятков тысяч казахстанцев получили образование в лучших вузах мира. Сегодня это тысячи управленцев, медиков, инженеров, журналистов и других молодых квалифицированных специалистов.

Когда на внутренней арене удалось достичь серьезных успехов, казахстанцы вступили в борьбу за международное признание. Многовекторная дипломатия, обеспечение внутреннего единства и согласия, достижения спортсменов и деятелей культуры на мировой арене стали настоящими брендами Казахстана.

В 2000-е годы Казахстан вошел уверенно. Президентом выдвигались различные стратегические инициативы, в числе которых – идея о евразийской интеграции, которая прошла путь от первых многосторонних торговых соглашений до комплекса институтов Евразийского экономического союза.

В целом эта евразийская площадка, как и активное участие Казахстана в других политических и экономических структурах, стратегических форумах и инициативах в первую очередь позволило Казахстану и его Первому Президенту вести диалог по глобальной и региональной повестке.
Из решений начала 2000-х годов нельзя не отметить важнейшее решение Назарбаева о создании Национального фонда. На фоне роста цен нефть Нацфонд стал аккумулировать прибыли от нефтяного сектора. Сегодня эти средства через ежегодный трансферт из Нацфонда в бюджет поддерживают нашу экономику.

Значимым достижением Нурсултана Назарбаева в укреплении суверенитета стала делимитация государственной границы, обеспечившая стабильность и национальную безопасность для будущих поколений.

Необходимо также отметить важность вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию, для отечественного бизнеса создана мотивация на рост конкурентоспособности. Транзитный период вступления в ВТО заканчивается в 2021 году, и с этого момент отечественный бизнес будет конкурировать с международными компаниями без преференций. Стратегически это ориентирует наших производителей на конкуренцию в глобальном экономическом пространстве.

При этом идея о конкурентоспособности выдвигалась Лидером нации уже с середины 2000-х. В тот момент была поставлена задача по вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран. Казахстан с задачей справляется достаточно успешно.

Возвращаясь к решению о сложении президентом полномочий, нужно отметить, что у Нурсултана Назарбаева остаются очень серьезные рычаги управления: через Совет безопасности, через партию «Нур Отан».

В то же время Касым-Жомарт Токаев, принявший полномочия Президента в соответствии с Конституцией страны, объективно является лучшей кандидатурой. Дипломат с большой буквы, Касым-Жомарт Кемелевич сделал блестящую международную дипломатическую карьеру, став заместителем генерального секретаря ООН, главой Европейского офиса ООН в Женеве. После этого Касым-Жомарт Кемелевич вернулся в Казахстан, последние годы возглавлял Сенат, проводил большую политическую и законотворческую работу. Сейчас для Касым-Жомарта Токаева начинается новый этап на позиции президента страны, где, в первую очередь, он будет представлять внешнеполитические интересы Казахстана. Уверен, что благодаря личным качествам, профессиональной подготовке и опыту ему удастся поддерживать многовекторность, гибкость и мудрость во внешней политике Казахстана.

Новый этап будет интересным и с точки зрения казахстанской ментальности. Мы всегда подсознательно ищем лидера, «Чингисхана». Однако, людям предстоит привыкнуть, что в текущей парадигме возможно будет несколько центров силы. Конечно, Лидер нации сохранит рычаги управления, но можно ожидать дальнейшего усиления полномочий Парламента и Правительства. При этом, новой системе управления предстоит пройти проверку временем.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что Нурсултан Абишевич Назарбаев принял сложное, стратегически выверенное решение, запустив процесс транзита власти по своему сценарию защиты интересов суверенного государства.

Самая главная задача – пройти это путь без рисков дестабилизации внутри страны. В этом будет заключаться ключевая стратегическая миссия государства на ближайший переходный период. Это будет настоящим экзаменом на зрелость для всего нашего общества, казахстанских элит и в целом государственной системы.