Перед новым Правительством стоят сложные задачи: от тушения текущих «пожаров» до системных реформ

Автор: Дармен Садвакасов

Управляющий партнер Dasco Consulting Group

20200225

По мнению эксперта, внедрение новых механизмов решения экономических и социальных вопросов назрело давно

Президент принял своевременное решение касательно отставки Кабинета министров. В экономике и особенно в решении социальных вопросов назрела необходимость новых подходов. Именно поэтому нужна новая команда и мощный импульс для обеспечения устойчивого развития страны, отметил управляющий партнер Dasco Consulting Group Дармен Садвакасов в комментарии Kursiv.

Накопился целый ряд критических вызовов в социально-экономических вопросах, что стало триггером отставки Правительства. С приходом новой команды эти вопросы останутся на повестке дня и очень важно с первых дней работы Кабинета министров четко определить их круг. Как говорил знаменитый математик Джон Нэш, задача решена в тот момент, когда она поставлена, считает Садвакасов.

Во-первых, мы понимаем, что перед новым Кабмином в ближайшее время будут стоять вопросы «социалки», именно на этот состав нового Правительства придется выборный период. Конечно же, социальная сфера станет приоритетным вектором и можно ожидать появления в составе нового Правительства отдельного заместителя премьера, курирующего социальный блок. Тем более, что среди вопросов по улучшению социального самочувствия населения есть наболевшие вопросы самозанятых, многодетных семей, адресной поддержки.

Во-вторых, в числе фундаментальных экономических проблем лежат проблемы банковского сектора, в том числе недостаточный уровень кредитования экономики. Статистика по БВУ отражает стабильное снижение кредитования юридических лиц, что привело к снижению предпринимательской активности и ослаблению реального сектора экономики. В новой конструкции необходимо как можно быстрее повысить эффективность взаимодействия Правительства с Национальным банком, которое на сегодня, мягко говоря, оставляло желать лучшего.

В-третьих, на период нового Правительства в рамках завершения транзитного периода по вступлению в ВТО придется отмена различных мер поддержки отечественных товаропроизводителей. Как мы помним, Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию в 2015 году, и в рамках этого процесса наша страна подписала соглашение по переходному периоду, срок действие которого заканчивается в конце 2020 года. То есть уже 1 января 2021 года большая часть казахстанских товаропроизводителей должна будет на равных конкурировать с зарубежными, и это, конечно, станет дополнительным вызовом для нашей экономики.

В-четвертых, традиционно непростой блок работы будет связан с евразийской интеграцией, с работой наших представителей в Евразийской экономической комиссии. Здесь у Правительства будет достаточно сложный узел вопросов, особенно в рамках усиления санкций и непростых тенденций в экономике России.

В-пятых, мы понимаем, что будет усиливаться конкуренция с Узбекистаном за инвестиционные потоки в регион. Как мы видим, экономика наших соседей активно открывается и перестраивается. Понятно, что у нашей экономики есть свои значимые преимущества, но недооценивать потенциал Узбекистана не стоит.

Незакредитованность узбекской экономики, молодое население, наличие обеспеченных диаспор и отдельных влиятельных бизнесменов-соотечественников за рубежом, достаточно серьезные сырьевые ресурсы уже привлекают туда инвестиции, и это со временем будет означать переток инвестиций по направлению к Ташкенту. Здесь, я считаю, необходимо уйти от конкуренции к взаимовыгодному сотрудничеству, более активно поддержать наших предпринимателей и их устремления вести бизнес в Узбекистане. То есть ожидаемый экономический рост наших соседей необходимо использовать к взаимной выгоде двух государств. В противном случае мы увидим сокращение притоков инвестиций в нашу экономику, считает эксперт.

В-шестых, государству придется решать задачу по обеспечению бизнеса длинными и недорогими деньгами, поскольку сейчас ставки банковского кредитования за пределами возможности долгосрочного обслуживания займов бизнесом. Сегодня предприниматели ориентируются на краткосрочные кредиты и, соответственно, краткосрочные проекты. Тут нужно кардинально менять подходы и, на мой взгляд, без Национального банка Правительству будет сложно решить эту важнейшую задачу.

К сожалению, заниматься придется одновременно как текущими «пожарами», так и более долгосрочными, системными социально-экономическими проблемами.

Долгосрочные механизмы устойчивого роста экономики – это, пожалуй, самый сложный проект государства. Реализация стратегических проектов – это, увы, не телевизионное шоу «Голос», где можно уже на утро после выступления проснуться богатым и знаменитым. Это, скорее, Олимпийские игры, где результат подготовки будет понятен в лучшем случае только на четвертый год упорных тренировок.

Сюда относятся вопросы развития обрабатывающей промышленности, цифровизации и технологизации производства, снижения импортозависимости, наращивания экспортного и транзитного потенциала.

Одним из конкретных шагов в практической плоскости может стать создание отдельной программы по вопросам поддержки и развития отечественного нефтесервиса. Мы знаем, что активно проводится или будет проводиться реализация крупномасштабных даже по глобальным меркам проектов расширения на Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке. Участие наших нефтесервисных организаций может задать высокий импульс экономике.

По нашим оценкам, реализация такой программы позволит создать как минимум 60 тыс. полноценных рабочих мест. Однако на сегодня меры поддержки казахстанского нефтесервиса недостаточны. В частности, мы понимаем, что подрядчики на таких проектах – это уже не МСБ, а крупный бизнес, которому, например, требуется недорогой оборотный капитал, чтобы в таких проектах участвовать и конкурировать наравне с зарубежными поставщиками.

В целом, новой команде Правительства предстоит синтезировать две противоположных по своей сути доктрины – сдержанной последовательности и решительных реформ. Придется сохранять баланс между уже взятыми ранее обязательствами по реализации целого ряда экономических программ и внедрением новых форматов менеджмента, социальной политики и экономических инструментов, на которые сегодня возник широкий спрос. Потребуется правильно разобраться в этих социально-экономических хитросплетениях, заключил Дармен Садвакасов.