Who gets buried in pyramid schemes?

Author: Dasco Light Telegram Channel

20200219

Ответ на этот вопрос довольно прост — всех участников пирамиды. Разница только во времени — сначала денег лишаются «инвесторы», затем следователи приходят к инициаторам.

В Казахстане за несколько дней обрела популярность финансовая пирамида «Черная касса» с коротким сроком выхода. О ней многое уже написано и снято. В публикациях часто используется выражение «классическая схема Понци», однако историческая подоплека этой аферы обычно не раскрывается. А она любопытна.

Итак, автором первой финансовой пирамиды в 1919 году стал американский эмигрант Чарльз Понци. Однажды он узнал, что в почтовой системе существуют международные ответные купоны. Они используются для того, чтобы адресат смог ответить на письмо бесплатно. То есть, получив письмо и купон, адресат обменивает бланк на почтовые марки и высылает ответное письмо за счет отправителя.

Понци убедил нескольких потенциальных инвесторов, что сможет получить сверхприбыли на перепродаже ответных купонов за счет разницы в почтовых тарифах США и Европы. При этом он умолчал о самом важном факте: купоны невозможно монетизировать, на почте их обменивают только на марки.

Конечно, Понци не собирался приобретать никаких купонов. Он просто получал деньги от «инвесторов» и выплачивал им определенные проценты за счет новоприбывших клиентов. Мошенническую схему агрессивно продвигали проплаченные СМИ (сейчас их заменили рекламные посты в социальных сетях), за счет чего деньги стабильно поступали к автору идеи в течение года.

Пирамида рухнула после расследования журнала Post Magazine. Журналисты подсчитали: чтобы покрыть инвестиции, сделанные Понци, в обращении должны были бы находиться 160 млн ответных купонов. Но проблема заключалась в том, что их на руках во всем мире всего было около 27 тыс. штук. В результате Понци сел в тюрьму на 5 лет, потерял все украденные деньги, был депортирован из страны и умер в социальной больнице Рио-де-Жанейро с 75 долларами в кармане.

Впрочем, трагический итог Понци не остановил его последователей. В середине 1990-х годов вовлечение миллионов россиян в пирамиду МММ стало настоящей угрозой сначала для банковской системы РФ, а затем — и для целой страны. Экономика стала проседать на фоне вывода из реального сектора миллиардов рублей, которые мертвым грузом лежали в хранилищах МММ либо вывозились грузовиками в неизвестном направлении. Вплоть до ареста руководства пирамиды в 1994 году в России выстраивалась параллельная теневая экономика с собственной валютой («мавры») и системой распределения доходов. Падение МММ повело за собой полное разорение сотен тысяч вкладчиков, волну самоубийств и социальную напряженность. Парадоксально, что на руинах МММ появились еще 1700 новых финансовых пирамид.

Примечательно, что в то же время в Албании рухнули семь местных пирамид, которые аккумулировали 30% годового ВВП страны (порядка 2 млрд долларов США). Разорения привели к массовым беспорядкам, гибели людей, вмешательству армии и отставке правительства.

Но самой крупной в истории финансовой аферой является кейс американца Бернарда Мейдоффа, умудрившегося нанести ущерб инвесторам на 65 млрд долларов. Под прикрытием инвестиционного фонда Мэйдофф реализовал всю ту же схему Понци, вот только среди обманутых клиентов были «звезды первой величины»: банки HSBC, BNP Paribas, Santander, RBS, а также всевозможные страховые и благотворительные фонды. В 2009 году Мэйдоффа за создание финансовой пирамиды приговорили к 150 годам лишения свободы. К слову, это не самое суровое наказание — в Китае и ОАЭ за аналогичное преступление можно получить смертную казнь.

Давно очевидно, что пирамиды противоречат законам экономики, морали и здравого смысла. Схема, изначально разработанная для мошеннического отъема денег, по своей природе должна разрушиться в «самый неблагоприятный момент». И учитывая демографический фактор, пузырь «легких денег» в Казахстане просто обречен лопаться в короткие сроки — от пары дней до нескольких месяцев.