Аналитика 09.08.2018 370

Николай Ефимчук:
Таможенные формальности при реализации инвестиционных проектов в Казахстане

Проводимая в Республике Казахстан политика «лояльности» в сфере привлечения инвестиций и возможность использования налоговых и таможенных преференций, вызывает у ряда иностранных и отечественных компаний интерес по размещению производства на территории государства в соответствующих отраслях.  Государство, в свою очередь, обеспечивает поддержку по реализации инвестиционных проектов и настройке бизнеса по выбранной модели инвестирования и обеспечивает функционирование предприятий.

С другой стороны, государство также осуществляет контроль за деятельностью инвестора и правильностью использования им инвестиционного режима и требований законодательства на всех стадиях проекта.

Одной из важных сфер законодательства, которое должен соблюдать инвестор при реализации инвестиционного проекта, является таможенное право, обеспечивающее возможность применения льгот по таможенным пошлинам и налогам.

Существует ряд преференциальных инструментов, использование которых дает право инвестору освободить от уплаты таможенных пошлин и налогов товары, ввозимые им для реализации инвестиционного проекта и производства. Это может быть и применение таможенных процедур, таких как «Свободный склад» или «Свободная таможенная зона» (СТЗ), заключение инвестиционного контракта с Комитетом по инвестициям МИР РК, применение международных соглашений по преференциальному ввозу товаров и т.д.

Каждый из выбранных режимов требует проработки с точки зрения выстраивания правильной таможенной логистики и применимых инструментов, проработка которых должна начинаться еще на стадии планирования.

Известны случаи, когда компании, не придавая серьезного внимания вопросам таможенной логистики и отработке специфичных вопросов, связанных с применением таможенных льгот, имели серьезные проблемы на стадии реализации проекта или при его завершении.

К примеру, одной из крупных строительных компаний, осуществляющих строительство объектов инфраструктуры СЭЗ «Астана-Жана Кала» после завершения строительства объекта в 2012 году, не были правильно оформлены документы по завершению таможенной процедуры «СТЗ». По прошествии более четырех лет, в 2017 году, таможенным органом были предъявлены претензии к Компании по форме завершения таможенной процедуры и доначислено порядка пятидесяти миллионов тенге в виде таможенных пошлин, налогов и пени, которые компания была вынуждена оплатить в государственный бюджет.

Другой случай имел место в 2016 году в отношении Компании, осуществляющей строительство объектов по разработке месторождений полезных ископаемых в Мангистауской области. При применении льготных таможенных процедур, неправильно были осуществлены операции по помещению под таможенную процедуру компонентов для производства. В результате этого, таможенными органами была предъявлена к возмещению сумма неуплаченных таможенных платежей, налогов и пени в размере более двух с половиной миллиардов тенге.

В текущем году таможенные органы, в результате проводимой проверки, выставили уведомление одной из производственной компании г.Астана, уличив их в неправильном использовании таможенной процедуры СТЗ, в результате которой сумма задолженности перед бюджетом составила порядка 1 млрд. тенге.

В связи с этим, на первое место при реализации инвестиционных проектов выходит выстраивание таможенной логистики и предварительный анализ преференциальных инструментов в отношении ввоза товаров на ранних стадиях. На втором плане, но также являющимся важным с точки зрения соблюдения законодательства, является обеспечение внутреннего контроля по соблюдению и завершению таможенных формальностей при реализации той или иной инвестиционной возможности.

Учитывая, что таможенное законодательство является достаточно сложным с точки зрения его восприятия и регулируется как на уровне Республики Казахстан, так и на уровне Евразийского экономического союза, необходимо четкое понимание и соответствующая экспертная оценка его применимости во избежание негативных последствий.

Компаниям необходимо заранее определиться со способом транспортировки товаров и соответствующей таможенной процедурой. Проработать вопросы разрешительных процедур и классификации. Отработать внутренние процессы по декларированию товаров и т.д.

Это далеко не полный список вопросов, рассмотрение которых на начальных стадиях реализации проекта позволит обеспечить его успешное проведение.

Если вы являетесь одним из тех, кого могут касаться затронутые таможенные аспекты, мы рекомендуем вам правильно подойти к решению необходимых вопросов на каждом из этапов проекта, что позволит обеспечить «подушку безопасности» как на стадии его реализации, так и при завершении.