Пока фондовый рынок бьет рекорд за рекордом, многие начинают вспоминать пузырь доткомов 2000-х и находят определенные сходства.
Расхожий финансовый совет гласит: «Когда вы услышите, что об акциях начинает говорить чистильщик обуви, пришло время продавать». Сегодня модной среди инвесторов технологической индустрией, о которой говорят буквально все и всюду, оказался искусственный интеллект. Именно с этим явлением, к примеру, связан рост Nvidia – мирового лидера в области AI-вычислений, который в июне на короткое время стал самой дорогой публичной компанией мира. Уже через неделю после фантастического взлета стоимость Nvidia снизилась на 14%, а многие эксперты сразу вспомнили компанию Cisco и пузырь доткомов конца 1990-х, когда инвесторы потеряли 5 трлн долларов.
И на самом деле у этих событий есть несколько схожих характеристик. Во-первых, это высокие ожидания инвесторов, что новые технологии приведут к большим изменениям в экономике. Во-вторых, Cisco и Nvidia являются основными поставщиками IT-инфраструктуры для своих клиентов. В-третьих, низкие ставки Федеральной резервной системы США, которые в том числе подстегивают спекуляции.
Поэтому неудивительно, что в профессиональной среде появляется закономерный вопрос: не является ли AI-бум потенциальным финансовым «пузырем»? Как известно, «пузырь» на фондовом рынке – это ситуация, когда цены активов, таких как акции или недвижимость, значительно превышают их фундаментальную стоимость. Последняя, в свою очередь, определяется ожидаемыми будущими денежными потоками, скорректированными на риск их получения.
К примеру, в конце 1990-х бум интернета обещал, что все ключевые операции очень быстро перейдут в онлайн. Появлялось много стартапов, которые не до конца понимали, как коммерциализировать новый тренд, но обладали большим энтузиазмом и верили в «новую реальность».
Сегодня компании активно инвестируют в разработку новых моделей искусственного интеллекта, так как AI имеет огромные перспективы для решения проблем людей: от моделирования изменения климата и открытия новых лекарств до совершенствования космических систем. Насколько эффективно игроки на рынке смогут коммерциализировать AI – вопрос открытый. В их пользу говорит то, что IT-сектор за последние десятилетия стал более зрелым и накопил значительный массив данных, на основе которых можно принимать эффективные решения. Однако важно учитывать, что не во всех странах есть законодательные нормы, которые регулируют эту сферу, особенно когда идет тренд на защиту персональных данных и растет так называемая «робофобия». То есть, коммерциализация может прийти гораздо позже оптимистичных прогнозов.
Возвращаясь к прошлому опыту, можно отметить, что во время «пузыря» доткомов лидеры технологического сектора демонстрировали невероятный рост. Например, компании из ТОП-10 за три года выросли от х2,5 до х35. Это привело к тому, что доля технологической сферы в структуре S&P выросла с 12% в 1997 до 35% в 2000-м.
Сейчас наблюдается похожая картина: индекс S&P растет в основном за счет технологического сектора, однако динамика роста значительно слабее, что привело к незначительному росту доли сектора с 26% в 2020-м до 33% в 2024-м.
На пике доткомов показатель P/E (соотношение «цена – прибыль») всего индекса S&P за три года поднялся с 19 до 30, при среднем P/E равном 21,6 за последние 10 лет, то есть P/E вырос на 50%. А в наши дни P/E вырос незначительно – с 27 в 2021-м до 28 в 2024-м, при среднем P/E 23.
Цена выше фундаментальной стоимости может быть обоснована, если инвесторы ожидают высоких темпов роста денежных потоков компании. И на то есть причины: Nvidia продемонстрировала очень хорошие финансовые показатели за последние три года. Выручка росла в среднем на 54%, чистая прибыль – на 90%. Для сравнения, у Cisco показатели были намного скромнее, при этом мультипликатор P/E был намного выше, чем у Nvidia – 74 против 196,2.
Таким образом, мы видим, что при внешне схожей истории бум AI пока не является «пузырем»: сильные фундаментальные показатели подкрепляют высокую оценку, которая не достигла уровня «пузыря» доткомов.
Однако необходимо учитывать, что акции технологических компаний чувствительны к рецессиям в экономике. И сейчас многие индикаторы указывают на возможную рецессию. Например, внушает опасения инверсия кривой доходности казначейских облигаций США, которая практически всегда предсказывает рецессию. Увеличилось количество заявок по безработице в США, что тоже может служить признаком надвигающейся рецессии – а значит, падения цен на акции технологических компаний.