Еще несколько лет назад алмазная отрасль всерьез обратила внимание на миллениалов, которые якобы стали ценить драгоценные камни меньше, чем их родители. Конкретные маркетинговые исследования не подтвердили эту теорию, однако обнаружили нечто другое.
Покупатели стали, наоборот, все больше приобретать ювелирные изделия с бриллиантами, и на фоне разрастающейся конкуренции сами заветные камни стали постоянно дешеветь. Избыток бриллиантов подтолкнул всю торговлю к кризису, который с приходом коронавируса только усугубился.
По данным специализированной консультационной фирмы Gemdax, пять крупнейших мировых производителей алмазов, вероятно, уже накопили избыточные запасы на 3,5 млрд долларов. К концу года эта цифра может составить 4,5 млрд, или около трети годового объема добычи необработанных камней.
В марте крупнейшая международная алмазная корпорация De Beers (шахты расположены в Африке) вынуждена была отменить распродажу из-за отсутствия клиентов, а майские торги прошли из рук вон плохо. Судя по инсайдерской информации, эти продажи принесла всего 35 млн долларов, тогда как в прошлом году этот показатель составил 416 млн.
Российская АЛРОСА (якутские месторождения) заявила, что к концу года ее запасы алмазов могут вырасти до 30 млн каратов, что примерно соответствует годовому объему производства. Компания сообщила, что хочет сократить эти запасы до 15 млн каратов за три года.
Теперь, когда границы постепенно открываются и торговля оживает, перед добывающими компаниями встает серьезная дилемма: как опустошить хранилища и при этом не перенасытить рынок?
Гиганты De Beers и АЛРОСА стараются агрессивно защищать свой рынок, принципиально отказываются от снижения цен на товар даже ценой разрыва уже подписанных контрактов, а также по максимуму сокращают производство.
Однако другие, менее известные производители алмазов, не имеют финансовой возможности несколько лет выжидать комфортных рыночных условий. В борьбе за выживание они активно снижают цены на бриллианты вплоть до 25%, что отчасти нивелирует усилия лидеров по восстановлению торговли.
Таким образом, алмазодобывающие компании столкнулись с двойным ударом — многолетним ослабление цен и резким снижением объемов продаж. И если на волне открытия китайского и индийского ритейлинга продажи постепенно могут пойти вверх, то удешевление бриллиантов остается для рынка долгосрочной проблемой.