Казахстанская система образования в связи с переходом на онлайн-обучение переживает непростые времена. Школам приходится непросто, в то же время, вузы сумели адаптироваться к новым условиям гораздо успешнее, поскольку давно практиковали дистанционное обучение. Из сферы внимания, как это часто бывает, выпадают отечественные колледжи, эффективность работы которых по-прежнему вызывает много нареканий в экспертной среде.
О том, как улучшить качество образования в казахстанских колледжах в период постпандемии, делится мнением партнер Dasco Consulting Group Даулет Аргандыков:
Начнем с того, что во всем мире стараются «не размазывать» финансовые ресурсы. Все пытаются консолидировать денежные и материальные ресурсы, в том числе когда закупают обучающее и тренировочное оборудование, лаборатории для учебных заведений. Если в городе имеется несколько учебных центров для подготовки специалистов по одному направлению, то никто не ставит полный комплект оборудования в каждое заведение. Стараются внедрять сетевую форму обучения, то есть дорогое оборудование высокого класса устанавливают в одном центре.
Например, Нидерланды – лидер в аграрной отрасли. Там есть один учебный центр, в котором установлено передовое оборудование, тренажеры, симуляторы. Туда приезжают не только студенты этого учебного заведения, но и из соседних учебных центров, взрослое население, безработные, наемные сотрудники, студенты университетов, кто-то приезжает сдавать экзамены. Это единая образовательная экосистема в одной отрасли. Во всем мире работают так называемые модульные программы, и образовательный процесс обеспечивает людям конкретные компетенции. И человек с этими навыками уже может работать.
Дальше, если понадобится, он может «прокачать» дополнительно навыки.
Например, повар умеет хорошо готовить только салаты или кондитерские изделия. Захотел — пошел, научился готовить мясные блюда или японскую кухню. В итоге это дает эффект: при минимальных ресурсах обеспечивается более высокое качество. Если раньше в Нидерландах было более одной тысячи колледжей в системе образования, то сегодня осталось только 66. Они укрупнились и стали так называемыми excellence-центрами. В итоге 66 колледжей готовят 430 тыс. специалистов в год, что на 30% больше, чем раньше, когда подготовкой технических кадров занималась одна тысяча заведений.
Или возьмем Финляндию: в городе Тампере есть колледж Трюдо, в который вошли 26 учебных заведений, каждый со своей специализацией по определенному направлению.
Что же происходит у нас? В Казахстане есть города с численностью населения 100-150 тыс. человек, в которых насчитывается по четыре технических колледжа. Я проанализировал один регион, все четыре колледжа производят автомехаников по направлению «обслуживание и ремонт автомобилей», три из них выпускают специалистов по направлению «строительство и эксплуатация зданий». То есть, повсеместно происходит дублирование учебных программ и специальностей. При этом эти колледжи не загружены по мощности даже наполовину.
В другом регионе одновременно подготовку специалистов ведут семь аграрных колледжей.
Таким образом, происходит размывание ресурсов, учебные заведения не обеспечены материально-технической базой, учебно-методическими пособиями, стоит острая проблема с нехваткой преподавательского состава. Устаревшее оборудование также является одной из главных причин низкой подготовки кадров и отсутствия компетенций у специалистов, что, в свою очередь, ведет к низкой производительности труда и, соответственно, уровню зарплат.
Планомерное и продуманное решение этих вопросов повысит уровень эффективности, компетенции и конкурентоспособности казахстанских колледжей.