На прошлой неделе генеральный директор Tesla Inc. Илон Маск отметил твит, в котором его компания признается самым ценным автопроизводителем мира. В сообщении показана таблица (для интереса мы прикрепим первую десятку в самом конца поста), в которой перечислены 25 крупнейших автопроизводителей согласно их рыночной стоимости. К удивлению многих пользователей и экспертов, Tesla (183,7 млрд долларов) в этом списке неожиданно оказалась выше Toyota Motor Corp. (178,78 млрд долларов).
Эту новость моментально распространило большинство международных СМИ, в том числе в Казахстане. Однако инвесторы усомнились в корректности информации: дело в том, что по свежим данным аналитиков, в том числе Bloomberg, Tesla все еще не хватает порядка 25 млрд долларов для того, чтобы обойти японского гиганта.
Получается, что кто-то сильно ошибается или намеренно манипулирует данными? И да, и нет. Все дело — в методах подсчета.
Общепринято, что рыночная стоимость компании, или ее капитализация, определяется количеством акций в обращении, умноженное на их цену. Но не все согласны с тем, что именно следует учитывать при размещении этих акций на рынке.
В последние годы японские компании увеличивают объем выкупа собственных акций, чтобы повысить свою доходность перед инвесторами. Toyota также агрессивно выкупала собственные акции в течение последних шести лет, причем делала это больше, чем кто-либо другой в Японии.
В финансовом мире такие акции называют казначейскими, но не во всех странах они учитываются. Некоторые рынки полностью запрещают владение казначейскими запасами, в то время как другие лишь ограничивают сумму, которую можно удерживать.
Как раз в Японии казначейские акции обычно включаются в котируемые данные. Toyota владеет рекордными 14% собственных акций, что, естественно, оказывает большое влияние на ее рыночную капитализацию.
Токийская фондовая биржа заявляет, что рыночная стоимость Toyota составляет 205 млрд долларов, однако эта цифра включает почти 30 млрд в казначейских акциях. Без учета же этих активов, по подсчетам Bloomberg, ее стоимость составляет всего 175 млрд долларов. Это соответствует той информации, которую продвигает Илон Маск, ведь в США казначейские акции не берутся в расчет. Поэтому у той же Tesla их попросту нет.
То есть, формально, с точки зрения американского рынка, Маск говорит правду, однако без оговорки о казначейских акциях Toyota. С другой стороны, эксперты не уверены, что это имеет большое значение для инвесторов. Гораздо важнее, что за последние шесть лет Toyota в среднем ежегодно получала чистый доход в размере 18,7 млрд долларов. В то время как Tesla еще даже не опубликовала финансовый отчет за последний год.