How will the pandemic change our world?

Author: Dasco Light Telegram Channel

20200401

Ниже прикрепил информативную статью ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова. Разделяю мысли эксперта по поводу грядущих изменений в экономике и культуре потребления. Конечно, сейчас, когда коронавирус только приближается к пиковым значениям (хотя никто не может утверждать с уверенностью, что это действительно так), о среднесрочных перспективах говорить крайне трудно. Тем не менее, инфекция так или иначе будет побеждена, и мир постарается войти в прежнее русло. Другой вопрос, что сделать это будет довольно сложно.

Итак, какие ключевые изменения ближайшего будущего можно спрогнозировать прямо сейчас?

Во-первых, в условиях активной форсированной цифровизации будет применяться все больше IT-решений в области образования. Существенно расширятся возможности для самообучения, все больше станет появляться открытых источников получения образовательных услуг. Мы видим, как такие тренды сегодня происходят на крупнейших образовательных платформах. На портале Coursera можно найти огромное количество всевозможных курсов, формирующих базовые и специальные навыки в тех или иных сферах деятельности. От знания языка и умения вести переговоры до узких IT-направлений, таких, как управление базами данных. Кроме того, на площадке TEDx появляется все больше открытых выступлений самых лучших спикеров, а ведущие университеты мира предоставляют свободный доступ к лекциям своих профессоров. Все это — возможности самообразования и получения отличных знаний и навыков не выходя из своего кабинета или квартиры.

Во-вторых, трансформацию могут претерпеть трудовые отношения. Изменится рабочий день, ориентир с точки зрения процессов сместится на результат. Будут сокращаться бэк-офисы и расширяться штаты фронт-менеджеров. Многие люди перейдут на удаленный формат и смогут работать на нескольких работах одновременно, потому что не нужно постоянно находиться в офисе. Если человек эффективен и может за 4 часа покрыть 8-часовой объем работы, он просто благодаря тому, что у него высокие навыки, эффективность и производительность, может быть востребованным в нескольких организациях. И, наоборот, те люди, у которых на сегодня нет такого рода навыков и производительности, будут мотивированы эту производительность повышать, инвестируя в свои знания. Неизбежно, что определенные профессии будут сокращаться, появляться новые, все больше станет курьерской доставки, шеринговых решений такси, других видов индивидуального транспорта (те же электрические самокаты, вероятно, получат новый импульс к использованию).

В-третьих, большая перегруппировка ожидает торговлю. Большие торговые центры окончательно превратятся в места досуга, то есть, здесь будут продаваться уже не товары, а услуги развлечений. Мы уже наблюдали, как сюда перекочевали рестораны, бары, столовые, затем — банки, нотариальные конторы, парикмахерские, игровые площадки. Бутики постепенно будут заменяться шоурумами, в которых можно будет «пощупать» ту же одежду, оценить их внешний вид, но покупать все это можно будет в интернете — это дешевле, эффективнее и экономит личное время.

В-четвертых, часть постоянных клиентов может не досчитаться индустрия оффлайн-развлечений. На наших глазах происходит формирование новой привычки, когда людям нравится кушать, смотреть фильмы и играть в приставки дома. После того, как эпидемия пройдет, многие могут попросту не вернуться в традиционные кинотеатры, рестораны, кофейни и гейм-клубы. К примеру, те рестораны, которые понимают эту ситуацию, сейчас активно вкладываются в электронные системы доставки и увеличение курьерской сети, стараются сократить время обслуживания и качество упаковки. Понятно, что вскоре могут возникнуть проблемы с трудоустройством у официантов. Хотя, конечно, это очень консервативный сегмент, и при первой же возможности рестораны начнут работать. Тем не менее, мы увидим существенное изменение структуры потребления.

В целом, мир будет меняться, и на фоне этого нам нужно очень четко понимать, куда движется Казахстан и как прогнозировать изменения с учетом наших реалий.