Why can "15 Minute Cities" save the world?

Author: Dasco Light Telegram Channel

20200722

Объединение C40 Cities, в которое входят 96 крупнейших мегаполисов мира, объявило модель «15-минутного города» оптимальной для пандемийной застройки. Любопытно, что ее корни уходят еще к американским урбанистам середины XX века во главе с Джейн Джекобс. Однако именно сейчас, в период коронавируса, эта идея может распространиться по всему земному шару.

В основе концепции «15-минутного города» — уменьшение радиуса доступа к жизненно важным объектам, в том числе работе, торговым точкам, социальным организациям, досугу и паркам. Эта задача решается за счет интеграции городской структуры, в которой магазины объединяются с домами, бары — с медицинскими центрами, а школы — с офисными зданиями.

Подобная «зона шаговой доступности» позволяет заменить поездки в общественном транспорте пешими прогулками и создать местные сообщества. В свете текущих событий она еще и дает возможность властям оперативно локализовать вспышку эпидемии, не замораживая деятельность целого города.

Вдохновителем большого процесса стала мэр Парижа Анн Идальго. В ходе своей кампании по переизбранию она пообещала удовлетворить потребность парижан в работе, покупках, отдыхе и культурном досуге на расстоянии 15 минут ходьбы от дома либо езды на велосипеде. Кстати, велосипедисты первыми здесь ощутили «ветер перемен»: на фоне карантина люди массово пересели на два колеса, а мэрия в спешном порядке начала рисовать велодорожки.

Вслед за французской столицей другие участники С40 считают, что микромобильность поможет глобальным городам обеспечить равный доступ населения к труду и социальным услугам, а также восстановиться после эпидемии COVID-19.

Так, Оттава уже запустила проект по строительству «15-минутных кварталов». Монреаль собирается добавить 300 км временных велосипедных и пешеходных дорожек. Милан оперативно построил 35 км велодорожек в даунтауне и до сентябре планирует сделать несколько улиц, ведущих к школам, полностью пешеходными. Портленд реализует долгосрочный план, который позволит 90% населения проживать в «полностью укомплектованных кварталах». Даже в Лондоне и Нью-Йорке взяли полномасштабный курс на увеличение сетей велосипедных дорог, созданию пешеходных улиц и ограничению транспорта.

Во многих подобных случаях мэрии дополнительно надеются стимулировать локальный МСБ. Урбанисты считают, что в комплексных застройках возродятся местные лавки, и люди частично откажутся от доставок и выездов в крупные сети гипермаркетов.

В то же время, для некоторых стран вроде США и Австралии такой переход станет болезненным, поскольку долгое время здесь насаждался культ автомобиля. Кроме того, сам процесс децентрализации городской среды может затянуться и стоить немалых денег. Для транзитных проектов может просто не найтись бюджетов.

Поэтому архитекторы советуют мировым городам начать с малого: с небольших изменений в зонировании, разрешении кафе размещаться на тротуарах и «отрисовки» велодорожек.

Как говорит французский урбанист Карлос Морено, идея «15-минутного города» заключается не в том, чтобы вести войну против автомобилей или строить Лувр каждые 15 минут — это просто способ помочь изменить приоритеты.